Рейтинг городов России ИД «Коммерсант»
Издательский дом «Коммерсант» по праву является одним из наиболее авторитетных средств массовой информации в России, поэтому обойти вниманием рейтинг городов, составленный его специалистами, было бы попросту неправильно.
Всего в отборе на звания лучших из лучших приняли участие 153 города с населением свыше 100 тысяч человек. За рамки конкурса были выведены Москва и Санкт-Петербург, хотя для них коэффициенты тоже посчитали. Для расчетов использовались 14 критериев, которые были объединены в пять индексов.
Топ-10 ЛУЧШИХ городов по версии ИД «Коммерсант»Место Город
1 Калининград
2 Подольск
3 Химки
4 Краснодар
5 Белгород
6 Казань
7 Липецк
8 Курск
9 Сочи
10 Воронеж
Примечательно, что рейтинг «Коммерсанта» также достаточно сильно перекликается с позициями городов проекта «Не Сидится». В первой десятке аж три совпадения – Химки, Краснодар и Калининград, если бы «Коммерсант» учитывал в топе еще и две столицы, то ровно бы половина первой десятки совпала.
Из схожих моментов рейтинга «Не Сидится» и рейтинга ИД «Коммерсант» можно выделить главную тенденцию – внимание к небольшим городам. Традиционно разнообразные рейтинги учитывают лишь мегаполисы, города-миллионеры или те населенные пункты, где проживают свыше 500 тысяч жителей. На огромный сегмент городов с численностью населения от 100 до 500 тысяч никто не обращает внимания, а зря. «Коммерсант» среди них нашел шесть участников своего топ-10: Подольск, Химки, Калининград, Белгород, Курск и Сочи.
Десятка худших городов по версии ИД «Коммерсант»
Место
Город
91 Димитровград
92 Йошкар-Ола
93 Ленинск-Кузнецкий
94 Находка
95 Невинномысск
96 Прокопьевск
97 Владикавказ
98 Сергиев Посад
99 Ессентуки
100 Первоуральск
В последней десятке у «Не Сидится» по сравнению с рейтингом ИД «Коммерсант» представлена несколько иная компания: Нижнекамск, Якутск, Артём, Магнитогорск, Салават, Череповец, Ленинск-Кузнецкий, Ачинск, Братск и Ангарск. То есть на десять городов, всего одно совпадение – Ленинск-Кузнецкий. Это не удивительно, поскольку плохих городов, к сожалению, в России больше, чем хороших. Все плохие города примерно похожи друг на друга – они имеют большое промышленное градостроительное предприятие, которое засоряет атмосферу, в городе достаточно остро стоит проблема инфраструктуры и социального обеспечения, развивается преступность. Из проблемных регионов России можно выделить Кавказ, Урал и Восточную Сибирь.
Еще из любопытных особенностей можно отметить, что в списках худших городов совсем нет мегаполисов. Поскольку их практически нет и среди лучших городов, то можно смело сделать вывод о том, что миллионники являются ничем иным, как середняками среди всего массива российских городов.
Если бы ИД «Коммерсант» включил в свой рейтинг Москву и Питер, то Северная Пальмира потеснила бы со второй строчки Подольск, а Златоглавая заняла бы 11-е место, вписавшись между Сочи и Воронежем. Что Москва, что Петербург занимают в рейтинге верхние строчки по тратам бюджетных денег на людей. В Москве за год на одного москвича выделяется целых 105 тысяч рублей, а в Петербурге почти 80. Для сравнения траты в городе-миллионере Омске на человека в год составляют чуть больше 13 тысяч рублей. Так что выводы делайте сами, где жить хорошо и о ком власть лучше заботится.
Отзывы
Vladjana
| 01.02.2012, 11:42:08
[1942620801]
В Калининград! Лучше жить ближе к цивилизованной Европе, чем к Кавказу)))
К тому же, в Калининграде больше достопримечательностей, основная масса которых еще времен немецкого владения этим городом. Ввиду последнего, в городе много туристов из Германии и всей Европы.
Также из него до Балтийского моря ближе, чем из Краснодара до Черного. Летом пляжи Куршской Косы особенно прекрасны!)
Записулька
| 01.02.2012, 14:48:39
[1372851569]
дядяВитя
Ну как что. Там же иностранцы под боком. Можно выйти за какого нибудь поляка, или румына на крайний случай.
Можно поехать работать няней в германию или еще куда.
А в краснодаре одни хaчи, куда ни плюнь.
Шикарная жизнь - в Польше или Румынии! Кто сказал, что они лучше живут? В Сочи Олимпиада! Там Краснодарский край сейчас благоустраивают, через пару лет конфетка будет! И деньги все туда пойдут! А насчет хачей - бред! В каждом городе их полно! У меня в Питере узбеки на каждом углу, надо в Калининград сваливать? А про няню в Германию... Лучше в родной стране сидеть на попе ровно, где ты гражданин с какими-никакими правами. А там ты гасторбайтер! И паши за 5 долларов в час!
1.
МЧ 25 лет
| 01.02.2012, 17:43:08
[3538432280]
Родился и живу в центре Москвы. Приезжаю на окраину Москвы - слышу мат, вижу пьяных мужчин и женщин. Иногда слышу местечковые выражения. Недалеко от дома услышал от молодой девушки "Какова рожна?" На окраине у одного длинного дома насчитал 11 машин с иногородними номерами - в основном 71 регион - Тула. Недавно в метро видел парня в шапке 07 регион (Кабардино-Балкария). Пусть он оденет шапку на день ВДВ - 2 августа кавказцы сидят дома. Много азиатов - мужчины-дворники, женщины-кассиры. Думаю, что мне было бы тяжело даже переехать в др. район Москвы. Какие культурные мероприятия в регионах? Окружение много значит для неокрепших умов. Многие из нашей школы посещали музыкальную школу в 1990-е гг., подруга 13-летней сестры после НГ пришла домой пьяной, сестру дважды замечали пьяной.
Из Краснодара можно каждые выходные ездить на море. В Балтике вода прохладнее. В лиманах Краснодарского края хорошая рыбалка. Можно поехать в Астрахань. Из Москвы можно поехать на рыбалку на Приполярный Урал - 2 суток в пути, из Краснодара еще дольше. Но может, щука за 10 кг не дает покоя только некоторым?
гостья
| 02.02.2012, 19:08:01
[3549166128]
Вставлю свои 5 копеек))) родилась и выросла в калининграде, где и проживаю вот уже 32 года)) Да, у нас очень сыро и наши - 15 зимой, как -35 в сибири переносятся из-за влажности(( На выходные да, можно смотаться в Польшу или Литву, до моря 20 минут на хорошей скорости)))Но море холодное и после египетско-турецких морей, в наше я уже залезать не могу, вода 18-20 градусов, не больше, и это в июле-августе))) Хотя своя прелесть конечно есть, вечерком после работы прокатиться до моря, поеть вкусненько в кафешке, подышать морем, причём неважно какое время года, там всегда много отдыхающих) и поехать домой .....спать....красота))) НО ПОРОЙ так хочется тепла, именно тепла, а не изнуряющей жары, поскольку влажность здесь такая, что летом , когда столбик термометра доходит до 28 гр....просто хочется удавиться, поскольку дышать нечем((((( В этом плане в краснодаре лучше, дышать спокойнее)))) Вобщем кто что любит)) переехала ли я бы отсюда?....наверное да, но не навсегда!!!)))
маша
| 04.02.2012, 12:41:16
[3448452999]
я из калининграда! Что поведать?)
Переехала сюда с мужем 2 года назад,перевели по работе.сама с северов. Климат по сравнению с мурманскрм шикарный!в этом году 25декабря было плюс 7) чуть ли ни в майке ходили:-) город маленький но красивый,высоток почти нет,кругом немецкие постройки и даде современные дома строят в ствром ганзейском стиле...если устали от мегаполиса то вам понравится! Не смотря на это город очень современный! Всегда есть куда сходить, и бары и рестораны и дискотеки и театры и картинги и на лошадях покататься ну и мооооре конечно!!! ) дороги хорошие,можно обойтись без внедорожника,правда брусчатка есть (но опять же это формат и стиль города) народ здесь немного зажравшийся,много понтов! Девушки очень модные и красивые,наверное веяние европы чувствуется....многие ездять закупаться в польшу или италию,дабы билеты дешевые. На счет зп то как везде,я устроилась сразу менеджером на зп 15 тысяч. Так что ничего не бойтесь! Здесь классно! Я за 2 года влюбилась в этот город)
гость
| 07.02.2012, 15:49:23
[3395487781]
Самые красивые женщины в калининграде!!! Это я вам как человек много где побывавший говорю!!!! Особенно высоченные брюнетки радуют, идёт такая по улице и видно что все мужики головы сворачивают!!! жену буду искать только калининградку!!!
Транспорт в Калининградскую область
В Калининградской области хорошо развита инфраструктура внутреннего и внешнего транспортного сообщения, что позволяет туристам выбрать необходимый и доступный вид транспорта для своего путешествия.
Авиационный транспорт
Калининградское авиапредприятие обеспечивает авиационное сообщение Калининграда с другими городами России, странами СНГ, а также рядом европейских государств.
Перелет из России может осуществляться на основании внутреннего паспорта гражданина РФ или документа, его заменяющего (заграничный паспорт не требуется).
Внутренние и международные пассажирские и грузовые авиаперевозки осуществляются через аэропорт "Храброво".
Расстояния от аэропорта и местный транспорт:
- до Калининграда - 24 км.
Организовано автобусное сообщение. Продолжительность поездки - 40 минут, регуляронсть курсирования - примерно раз в час (обычно автобус подается под прибытие очередного самолета).
- до Светлогорска - 55 км.
Организовано сообщение маршрутными такси. Продолжительность поездки - ок. часа, регулярность курсирования - несколько раз в день по расписанию.
- до Зеленоградска - 35 км.
Организовано сообщение маршрутными такси. Продолжительность поездки - ок. часа, регулярность курсирования - несколько раз в день по расписанию.
Железнодорожный транспорт
Калининградская железная дорога (КЖД) имеет выходы в сопредельные с областью государства: Литовскую Республику, Республику Польша. В Польшу проложен железнодорожный путь европейского стандарта. Внутренние пассажирские перевозки по области осуществляются пригородными электричками.
Поезда междугородних, международных направлений и пригородные электрички по области отправляются с Южного вокзала Калининграда. С Северного вокзала, расположенного в другой части Калининграда, следуют электропоезда на курорты Светлогорск и Зеленоградск, а также в город Балтийск.
Для российских граждан, следующих на поезде в(из) Калининград(а), при транзите через Литву необходимо иметь литовскую визу или упрощенный проездной документ на железной дороге (УПД-ЖД).
Справки о расписания движения транспорта:
- Расписание движения, стоимость проезда и наличие мест по междугородним поездам
- Расписание движения пригородных поездов по ст. Калининград - Пассажирский и Калининград - Северный
Морской транспорт
Регулярная паромная линия между морскими портами Калининград и Санкт-Петербург.
В настоящее время эту линию обслуживает грузопассажирский паром "Георг Отс", который может принимать на борт до 250-ти пассажиров и 100 машин (автобусы, легковые и грузовые автомобили).
Общее время в пути из Калининграда до Санкт-Петербурга – 47 часов (зимой) и 36 часов (летом).
Рейсы Калининград - Крыница Морска (с заходом во Фромборк) и Калининград - Эльблонг (только в летний сезон).
Обслуживаются скоростными теплоходами на подводных крыльях. Время в пути - около 2 часов.
Лидерами в бытовой коррупции являются Краснодарский край, Воронежская область. Об этом на пресс-конференции, посвященной социологическому исследованию, проведенному Минэкономразвития РФ совместно с фондом "Общественное мнение" о состоянии бытовой коррупции в РФ, сообщил замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев.
Самый низкий уровень дачи взяток гражданами представителям органов власти отмечен в Еврейской АО, Курганской и Архангельской областях.
Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Площадь территории - 15,1 тыс. км. Область - одна из самых маленьких территорий в России, но по плотности населения (63 человека на один квадратный километр) среди краев и областей она занимает третье место и уступает только Краснодарскому краю и Тульской области. Общая численность населения составляет 955,3 тысяч человек (Госкомстат, 2002), доля городского населения - 77,6 % [8].
Полезные ископаемые представлены месторождениями: янтаря (одно из крупнейших в мире), глин, гравия, каменной соли, фосфоритов, бурого угля, торфа, перспективные месторождения нефти на шельфе Балтийского моря.
Калининградская область - это самая западная территория Северо- Западного Федерального округа Российской Федерации. Уникальность положения области подчеркивается процессами расширения Европейского Союза [45].
Важнейшими отраслями промышленности в Калининградской области являются машиностроение и металлообработка, пищевая, включая рыбную, топливно-энергетический комплекс. Удельный вес обрабатывающего сектора промышленности превышает 70%. Около 80% продукции калининградских предприятий вывозится на основную территорию России. В 2004 году объем продукции ОЭЗ в Калининградской области превысил уровень 2001 года в 3 раза.
В Калининградской области выпускаются высококачественные потребительские товары - 22,8% мясных консервов, 30,7% рыбных консервов, 47,9% отечественных телевизоров, более половины электропылесосов, меха, ковры, ковровые покрытия и другое. Крупнейшим предприятием нефтяной отрасли является ООО «Лукойл-Калининградморнефть». Объем нефтедобычи составляет 700-750 тыс. т в год. В 2004 году введена в эксплуатацию морская ледостойкая стационарная платформа нефтяного месторождения «Кравцовское» (Д-6) на шельфе Балтийского моря, с которым предприятие
связывает перспективы развития. После выхода объекта на полную проектную мощность нефтедобыча достигнет 600 тыс. тонн в год [46].
1 MS
1000 2001 2002 2000 2004
Рисунок 1 - Вывоз калининградской продукции на остальную территорию
России (в млн. долл. США)
В области расположен единственный в мире комбинат по промышленной добыче и обработке янтаря [50].
По сравнению с другими регионами страны, Калининградская область обладает рядом неоспоримых достоинств: 1.
Выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой. 2.
Наличие незамерзающего морского порта. 3.
Уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов). 4.
Высококвалифицированная рабочая сила, высокая концентрация учебных заведений. 5.
Наличие машиностроительных производств высоких технологий (в составе ВПК). 6.
Наличие предпосылок для создания курортно-туристического комплекса международного значения (район Куршской косы). 7.
Наличие некоторого опыта внешнеэкономической деятельности (в качестве СЭЗ "Янтарь").
Наиболее перспективными направлениями развития экономики региона для размещения инвестиций являются:
·
отрасли ТЭК (строительство Калининградской ТЭЦ - 2, реконструкция ряда других объектов ТЭК на территории области);
·
строительство новой и совершенствование имеющейся транспортной инфраструктуры (строительство портовых сооружений в г.Балтийск, развитие аэропорта «Храброво», реконструкция контейнерного терминала порта Калининград, строительство и реконструкция существующих автомобильных и железных дорог на территории области);
·
машиностроение (строительство полнокомплектного автомобильного завода ИКИА - Балтика", реконструкция завода по сборке и ремонту автомобилей "Автотор", создание производственных мощностей по выпуску сельскохозяйственной техники, создание сборочного производства автобусов в Калининграде);
·
рыбохозяйственный комплекс (модернизация флота, строительство новых судов, реконструкция существующих и строительство новых мощностей по хранению и переработке)
·
рекреационный комплекс (строительство новых и реконструкция существующих гостиничных комплексов и объектов рекреации);
·
развитие производства и переработки янтаря.
Правовыми основами создания и функционирования являются:
Решение о создании - 14.07.90 г. (постановление ВС РСФСР). Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 года №13-Ф3
Функционирование Особой экономической зоны в Калининградской области, совершенствование местной законодательной базы способствуют созданию позитивного инвестиционного климата [8].
На 01.01.2004 в области зарегистрировано 2189 предприятий с иностранным капиталом, филиалов и представительств иностранных фирм. Об- щая сумма вкладов иностранных инвесторов в уставные капиталы составила 2,1 млрд. руб. В создании предприятий приняли участие инвесторы более чем из 70 стран. Наибольшее количество предприятий создано с участием партнеров из Литвы - 603, Польши - 568, Германии - 358. Значительно представлены также предпринимательские структуры Латвии (136), Белоруссии (79), Китая (35) [49].
Доля предприятий с участием иностранного капитала в общем объеме производства составляет порядка 10%. Созданы предприятия по производству целлюлозы, сжижения газов, мебели, автозапчастей, продуктов питания и других товаров [47].
За 2000-2003 года на совместных предприятиях организовано 9,3 тыс. рабочих мест. В 2003 году объем капитальных вложений в экономику области составил 12,1 млрд. рублей.
Если темпы роста инвестиций в экономику области в 2002 году составили 102,8%, то в 2003 году инвестиции возросли на 86,2%. При этом объем инвестиций на душу населения в области в 2003 году превысил среднероссийский уровень на 3,3%.
Приток иностранных инвестиций в экономику Калининградской области имеет также положительную тенденцию. Если в 2002 году поступления иностранных инвестиций составили 47,7 млн. долларов США, то в 2003 году они достигли 56,2 млн. долларов США, что на 17,8% больше 2002 года.
Характерно, что в 2003 году 53 % сумм иностранных инвесторов направлены в отрасли материально-технического снабжения и сбыта. В промышленность вложено 18,4 млн. долларов США.
Важным фактором повышения инвестиционной деятельности выступает усиление влияния федерального Центра в регионе, а также готовность центральных органов государственной власти вкладывать финансовые ресурсы в экономику области [49].
Так, Федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2010 г., которая является одним из важнейших механизмов реализации федеральной политики государства в отношении региона, намечено реализовать 149 инвестиционных проектов и некоммерческих мероприятий. Финансирование Профаммы предусматривается в объеме более 93 млрд. руб.
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Рисунок 2 - Иностранные инвестиции в экономику Калининградской
области Российской Федерации (в млн. долларов. США) [49] В последние годы отмечается повышение интереса к региону со стороны российских деловых кругов. Появление крупного российского бизнеса оценивается как положительный фактор развития региональной экономики.
В регион пришли такие крупные стратегические инвесторы как РАО "ЕЭС", ОАО "Газпром", ОАО "ЛУКОЙЛ", которые ориентированы на развитие инфраструктуры и систем жизнеобеспечения региона. Они активно участвуют в инвестировании таких крупных объектов как строительство ТЭЦ-2, систем развития газовых магистралей области, освоение месторождения нефти на шельфе Балтийского моря.
Режим Особой экономической зоны предоставляет инвесторам реальные возможности для развития новых производств, ориентированных на об- ширные, емкие рынки России и стран СНГ. В 2004 году вступил в эксплуатацию новый завод по производству холодильников по технологиями из комплектующих литовской фирмы "Снайге". Этот проект является одним из самых крупных на территории постсоветского пространства. Объем инвестиций - 14 млн. долларов [49].
В настоящее время Правительство РФ совместно с администрацией области в целях совершенствования механизма функционирования ОЭЗ готовит внесение поправок в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". В новой редакции закона предполагается повысить возможности для создания и работы экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств на территории области.
В новой редакции закона предполагается введение статуса Участников Зоны, для которых предусмотрен особый порядок уплаты налога на прибыль и налога на имущество организаций. Новый законопроект позволит обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе, повысить конкурентоспособность производимых товаров, создать эффективно работающий механизм экономических отношений в Калининградской области, обеспечивающий развитие эксклава как региона российско-европейской экономической интеграции. Для уже действующих в Калининградской области предприятий сохраняется 10-летний переходный период, в течение которого при выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезённых в режиме свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям переработки.
За четыре года (2001-2004 гг.) объем инвестиций в основной капитал экономики Калининградской области увеличился более чем вдвое. Доля инвестиций в ВРП региона в 2003 году составила 26% (по РФ - 18,4%), что привело к качественному сдвигу в экономике: регион получил инвестицион- ный тип развития (по мировой практике, оптимальный уровень накоплений в ВВП [49].
Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики за последние 4 года, увеличился в 3,2 раза, и составил в 2004 году 61,9 млн. долл. США. При этом, количество совместных предприятий возросло в 1,6 раза [48].
Рисунок 3 - Динамика внешнеторгового оборота товаров и услуг Калиниградской области Российской Федерации (в млн. долл. США) [48] Из 12 крупных инвестиционных проектов, представленных администрацией области, 6 получило государственную поддержку в виде преференций по уплате налогов в областной бюджет. В большинстве представленных бизнес-планов сумма привлекаемых инвестиций составляет 50 и более миллионов рублей.
Стратегическими инвесторами в регионе были и остаются такие крупнейшие российские компании, как «ЛУКОЙЛ» (обустройство нефтяного месторождения Д-6 на шельфе Балтийского моря), РАО «ЕЭС России» (строительство ТЭЦ-2). В реконструкцию Нсманского ЦБК 400 млн. рублей вложила Северо-Западная лесопромышленная компания. Сейчас готовится
новый проект по полному переоснащению комбината со строительством очистных сооружений стоимостью уже 350 млн. евро.
Внешнеторговый оборот увеличился в 2004 году по сравнению с 2000 годом в 3,2 раза. Основными видами экспортной продукции являются целлюлоза, нефть, морские суда и другая машиностроительная продукция. Значительную часть импорта составляет машиностроительная продукция, в основном это: оборудование и технологические линии, комплектующие изделия для калининградских предприятий, использующих механизм Особой экономической зоны в Калининградской области. Весомую часть региональной экономики занимает импортозамещение [49].
Масштабы развития предпринимательства в различных секторах экономики позволяют превратить область в своеобразный деловой центр малого и среднего бизнеса, обеспечивающего в различных регионах России взаимное продвижение передовых отечественных и зарубежных технологий, современных методов организации производства.
Это создаст принципиальную возможность сформировать новый сектор региональной экономики - трансферт технологических и социальных инноваций на территорию России. Поддержка компаний с высоким инновационным потенциалом позволила увеличить объем инновационной продукции за 2001-2004 гг. в 4,7 раза, что составило 1218,1 млн. руб. [50].
В области создан Калининградский инновационно-технологический центр, ориентированный на коммерциализацию научно-технических разработок и оказание услуг малым предприятиям.
Число малых предприятий увеличилось только в 2004 году в сравнении с 2003 г. на 26%; доля предприятий, занятых в промышленности, составила около 20% (в среднем по России этот показатель не превышает 14%).
Общее число занятых в малом бизнесе, по расчетам, не менее 150 тыс. человек, что составляет более 27% от числа занятых в экономике. По целому ряду экономических показателей, характеризующих уровень развития мало- го предпринимательства, Калининградская область устойчиво занимает лидирующие позиции среди регионов Российской Федерации. Важное место в деятельности администрации Калининградской области занимает усиление экономических связей с регионами России.
В период с 2001 года по настоящее время администрацией области подготовлено и подписано восемнадцать Соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с такими субъектами РФ, как Ярославская, Нижегородская области, Республика Татарстан, города Москва, Санкт-Петербург и др. В ходе реализации подписанных Соглашений и Протоколов к ним товарооборот в 2004 году с другими регионами России вырос на 70% по сравнению с предыдущим годом [50].
Важнейший итог развития региона за четыре года состоит в том, что в области практически сформировался прогрессивный для текущего момента профиль экономики, сопоставимый со структурой экономик стран Балтийского региона.